Филиал Федерального Государственного Предприятия ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА железнодорожного транспорта Российской Федерации на Дальневосточной железной дороге

История ведомственной охраны и филиала на ДВЖД

Ведомственная (военизированная) охрана железнодорожного транспорта России

Днём создания военизированной (ныне ведомственной) охраны железных дорог страны стало 9 декабря 1921 года. В этот день вышел декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Труда и Обороны (СТО) «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях». Этот декрет определил официальный день рождения военизированной охраны, поскольку она выделилась в самостоятельное подразделение НКПС (МПС).

Главной единицей военизированной охраны тогда являлся район (отряд), который, в свою очередь, делился на отдельные взводы и пожарные команды, а позже - пожарные поезда, дивизионы, стрелково-пожарные команды и команды служебного собаководства.

Становление ведомственной охраны железнодорожного транспорта в Дальневосточном регионе

14 декабря 1931 года приказом Народного комиссара путей сообщения был создан отдел военизированной пожарной охраны Уссурийской железной дороги, первым начальником которого стал Федор Федорович Тихонов, - этот день и считается официальной датой рождения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге.

Для охраны Уссурийской железной дороги в 1935 году создан отряд военизированной охраны с местом дислокации в городе Хабаровске.

Особую ответственность на работников отряда военизированной охраны в этот исторический период возлагала близость железной дороги к государственной границе. После захвата Японией Манчжурии и образования в непосредственной близости от СССР враждебного марионеточного государства Манчжоу-Го участились случаи диверсий и поджогов на железной дороге, нападения на железнодорожные объекты вражеских диверсионных групп.

В этих непростых условиях старший и младший командный состав, рядовые работники подразделений военизированной охраны на Хабаровском участке дороги несли свою нелегкую службу в тесном взаимодействии с подразделениями железнодорожной милиции, войск охраны железных дорог Народного комиссариата внутренних дел СССР, соединениями и частями Особой Дальневосточной армии.

Масштабное развитие Дальнего Востока в годы первых предвоенных пятилеток вызвало резкий рост перевозок различных народно-хозяйственных грузов, развитие всей железнодорожной инфраструктуры, шло строительство новых станций, разъездов и депо, мостов и тоннелей на всей магистрали. Это привело к увеличению масштабов задач по обеспечению надежной охраны и пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Особые испытания на работников отряда выпали в годы Великой Отечественной войны. Большая часть личного состава подразделений военизированной охраны была призвана в действующую армию, войска НКВД СССР по охране железных дорог на Дальневосточном направлении.

В связи с этим подразделения отряда в годы войны комплектовались в основном за счет приема в ряды военизированной охраны женщин, подростков непризывного возраста и мужчин, негодных по состоянию здоровья для службы в армии, которые с честью и достоинством справлялись с поставленными задачами.

В тяжелейших условиях, в обстановке смертельной опасности и постоянного напряжения командиры и бойцы отряда в годы войны надежно обеспечивали сохранность грузов и объектов, пожарную безопасность подвижного состава и предприятий железнодорожного транспорта.

В 1944 году создан Комсомольский отряд военизированной охраны с местом дислокации в городе Комсомольск-на-Амуре. Первым начальником отряда был назначен Раживин Николай Николаевич.

1 апреля 1946 года в системе Министерства путей сообщения СССР начала функционировать Южно-Сахалинская железная дорога. В это же время был создан отдел военизированной охраны Южно-Сахалинской железной дороги. Первым начальником отдела военизированной охраны Южно-Сахалинской железной дороги был назначен Королёв А.И. В состав отдела входили три отряда, дислоцирующиеся на станциях Южно-Сахалинск, Холмск, Поронайск.

В 1963 году создан Владивостокский отряд военизированной охраны с местом дислокации в городе Владивосток. Возглавил отряд Пушнов Иппат Маркелович.

С началом строительства Байкало-Амурской магистрали, открытием движения и вводом в эксплуатацию первых участков дороги встал вопрос о сохранности перевозимых грузов.

В 1979 году был создан Тындинский отряд военизированной охраны с местом дислокации в городе Тында. Первым руководителем отряда назначен Ефимкин Виктор Фомич.

В разные годы коллектив ведомственной (военизированной) охраны на Дальневосточной железной дороге возглавляли прекрасные организаторы и командиры, которые много сделали для обеспечения сохранности грузов и объектов: почетные железнодорожники Федор Федорович Тихонов (1931-1943), Иван Ефграфович Авгусманов (1943-1959), Владимир Петрович Бабкин (1959-1970), Герой Советского Союза Евгений Александрович Клюшников (1970-1976), Петр Иосифович Самсонов (1976-1981), Валерий Иванович Шигарев (1981-2014). 

С 2014 года по настоящее время коллектив ведомственной охраны на Дальневосточной железной дороге возглавляет Константин Александрович Ковалев.

За безупречную работу, проявленные мужество и героизм при исполнении должностных обязанностей, многие работники ведомственной охраны награждены государственными и отраслевыми наградами.

Высшей наградой Министерства путей сообщения знаком «Почётный железнодорожник» в различные годы награждены: Шигарев В.И., Малеев В.В., Чупеев В.М., Городетский В.А., Панкратов Г.М., Евдокимов А.Л., Кришталёв В.М., Савченко Ф.К., Драчук Н.А., Мартыненко Э.А., Кутаев А.П., а также ушедшие из жизни Березнев П.М., Крещук С.М., Ковалёв И.И., Лысич Н.М., Стреха А.И., Усов Г.Д., Кривошеев А.С., Маслов В.И., Полковников В.С., Морозов А.И., Белецкий И.Т., Катанский К.А., Пономаренко В.В., Дмитриев М.Х., Семеров В.Г., Красноухов А.Н., Никитин И.А.

В разное время отряды возглавляли прекрасные командиры: Хлыстов В.Ф., Понаморенко В.В., Ананич М.Г., Гаврилов А.В., Маслов В.И., Кривошеев А.С., Малышевский Г.Т., Слюсарь А.А., Шинкаренко А.Н., Шатилов В.Е. и многие другие.